Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это первый и очень важный этап становления личности ребенка, формирования гражданственности и чувства национальной принадлежности. Перед ДОУ стоят непростые воспитательные задачи: сформировать бережное отношение к окружающему миру; развить интерес к народным традициям, чувство гордости за достижения страны; воспитать уважение к национальным героям, к людям труда, к старшим.
В соответствии с ФГОС ДО, в каждом детском саду должна быть разработана и утверждена программа патриотического воспитания и календарный план воспитательной работы. Этими документами регламентируется работа дошкольного учреждения. Программа составляется с соблюдением следующих принципов: доступность, непрерывность, научность, системность, преемственность, культуросообразность и охватывает четыре возрастных периода развития детей:
В реализации программы участвуют детей 3-7 лет, педагоги и родители.
Программа разбита на блоки:
1 блок «Вместе дружная семья». Цель – привить любовь к семье, близким родственникам, друзьям, воспитателям.
2 блок «Вот эта улица, вот этот дом». Цель – сформировать представление ребенка о своей малой Родине, климатических, географических, социально-экономических особенностях места проживания.
3 блок «Город, в котором я живу». Цель – развивать интерес к достопримечательностям своего города, выдающимся землякам, памятным историческим датам.
4 блок «Наша кладовая». Цель – вызвать интерес к жизни, быту, культуре коренных народов края и людей разных национальностей.
5 блок «Работа с педагогами». Цель – повышение уровня профессиональной компетентности работников дошкольных учреждений.
6 блок «Взаимодействие с родителями». Цель – взаимодействие с родителями, способствующее развитию эмоциональной и социальной восприимчивости ребенка.
В рамках перечисленных задач необходимо спланировать проведение тематических мероприятий с учетом возрастных особенностей развития. Это могут быть:
утренники к значимым датам: День матери, День народного единства, Новый год, День защитника Отечества, Масленица и т.д.;
изготовление подарков для членов семьи к праздникам;
разучивание стихов и песен о родине, патриотизме, подвигах;
проведение викторин, выставок поделок, эстафет с участием родителей и членов семьи;
беседы о главном с просмотром иллюстраций, мультфильмов и других наглядных пособий;
дидактические или интерактивные тематические игры;